МЕНЮ САЙТА |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Программа адаптационной группы "Улыбка"
Пояснительная записка
При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития и как следствие — к ухудшению здоровья. Иначе говоря, разлука с близкими людьми может стать для ребенка сильнейшим психотравмирующим фактором, поскольку воспринимается малышом как потеря маминой и папиной любви. Тревога, связанная с разлукой, появляется у детей во многом потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми людьми и обстоятельствами. И чем неожиданнее расставание, тем труднее ребенку адаптироваться в новых условиях. Следовательно, необходимо подготовить ребенка к поступлению в детский сад, создать условия для благоприятной адаптации.
Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию: Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации); Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой. Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения; У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения. В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка. Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка до его поступления в ДОУ. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности раннего возраста были учтены нами при разработке представляемой программы «Улыбка». Программа рассчитана на детей раннего возраста (1,6 л. до 2 лет), предусматривает организацию 18 встреч- занятий, разработанных педагогом-психологом, воспитателем группы. При этом каждое встречу - занятие можно проводить в два или три этапа, привлекая родителей и педагогов. Участие родителей в занятиях обусловлено необходимостью подготовки самих родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребенка в связи с его поступлением в детский сад. Актуальность: Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок раннего возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью создается адаптационная группа. Цель: решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать комфортные условия для развития детей раннего возраста. Задачи: 1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями. 3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада создавая непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей, обеспечивая наличие единого пространства – родитель – ребенок- педагог. 5. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ, способствуя формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье. 6. Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ. активизируя и обогащая воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 7. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Решение данных задач возможно лишь при определенных условиях: - положительный эмоциональный фон встреч – занятий; - конструктивное сотрудничество педагогов и родителей; - наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ; - высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя, педагога-психолога, осуществляющего психологическое сопровождение развития ребенка в период адаптации в ДОУ. Принципы работы: 1. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей; 2. научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания; 3. непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста; 4. преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания. 5. системность. 6. планомерность. Предполагаемые результаты: 1. Легкая степень адаптация детей к условиям ДОУ. 2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. 3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей. 4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада. 5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ. Методы и приемы. * Организационные * Наглядные * Словесные * Практические * Логические * Мотивационные Форма организации – игровая. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата Содержание Ответственный Организационно- педагогический блок 1Сбор информации о семьях будущих воспитанников (Ф.И.О. родителей, место работы, возраст, материальные условия и т.д.) Заведующая Старший воспитатель Педагог- психолог
2Проведение Дня открытых дверей Заведующая Старший воспитатель Педагог- психолог
3Методическая разработка к организации адаптационной группы детей раннего возраста (приложение № 1) Старший воспитатель Педагог- психолог
4Составление диагностической карты обследования детей на начало адаптационного периода и его окончания. Проведения сравнительного анализа. Старший воспитатель Педагог- психолог
5Анкетирование родителей, первичная диагностика развития детей раннего возраста Воспитатель Педагог- психолог
6Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей Старший воспитатель Воспитатель Педагог- психолог
7Организация практических занятий с детьми и родителями Воспитатель Педагог- психолог
8Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями Старший воспитатель Педагог- психолог
9Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций, рекламных буклетов и пр.). Воспитатель Педагог- психолог
10Домашние задания родителям с детьми Воспитатель Педагог- психолог
Медицинский блок 1Установка взаимосвязи с детской поликлиникой, участковыми медицинскими сестрами, детскими педиатрами. Медицинская сестра 2Антропометрия первый и последний день адаптационного периода Медицинская сестра 3.Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, стул) Медицинская сестра 4.Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей (оформление стендов, консультаций, бесед и т.д.) Медицинская сестра 5.Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, физическое здоровье и т.п.) Медицинская сестра
Психолого – педагогический блок 1.Изучение индивидуальных особенностей детей Педагог- психолог 2.Установление положительного эмоционально – психологического контакта с ребенком Педагог- психолог 3.Учет педагогом – психологом, воспитателем интересов детей группы при подборе содержания занятий Педагог- психолог 4.Практическая деятельность детей с объектами или их заместителями и т.д. Педагог- психолог 5.Обеспечение условий для усвоения ребенком социального опыта в разных видах деятельности Педагог- психолог 6.Развитие внутренней умственной деятельности ребенка Педагог- психолог 7.Формирование и проявление творческих способностей ребенка Педагог- психолог Реализация программы. 1 этап: создание условий для работы адаптационной группы. 1. Создание предметно-развивающей среды в группе. 2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего возраста. 3. Оформление наглядности для родителей. 4. Оформление индивидуальных памяток, брошюр, рекомендаций для родителей. 5. Определение педагога, педагога- психолога для работы в адаптационной группе, которые в будущем будут работать с данной группой. 6. Подготовка документации группы: - Заявление от родителей. - Сведения о детях, о родителях. - Список детей адаптационной группы. - Журнал здоровья - Табель посещаемости (помесячно) - Папка личных дел детей - Анкетирование родителей - Журнал наблюдений за прохождением периода адаптации - Программа адаптационной группы - Перспективный план работы группы - Сетка занятий - Режим работы группы - Схема взаимодействия ДОУ с семьей в адаптационный период - Модель организации адаптационного периода - Мониторинг прохождения периода адаптации (2 раза в период) - Консультативный пункт для родителей адаптационной группы - План работы консультативного пункта для родителей адаптационной группы.
2 этап: организация работы группы.
1. Практическое проведение встреч – занятий с детьми и родителями. 2. Работа консультативного пункта 3. Анкетирование родителей 4. Составление карты наблюдения за ребенком в адаптационный период 5. Контрольно- аналитическая деятельность (мониторинг результатов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ деятельности воспитателя и педагога – психолога группы, анализ степени адаптации детей)
3 этап: Заключительный. 1. Анализ организации работы адаптационной группы (выполнение программы, перспективного плана, качество предоставляемых услуг) 2. Проведение итогового обследования детей на определение степени адаптации к детскому саду 3. Подведение итогов работы по взаимодействию ДОУ с родителями в адаптационный период. Финансово-экономическое обоснование адаптационной группы
Полная версия /programma.doc
|
|
Форма входа |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Полезные ссылки |
|
|
Поиск |
|
|
|