Развивающая предметно-пространственная среда – важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования.
Педагогами ДОУ проведен самоанализ развивающей предметно-пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
По результатам самоанализа была определена стратегия по изменению и пополнению развивающей среды в соответствии с рекомендациями по реализации ФГОС ДО (обеспечение баланса между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого и детей, гендерной специфики, обеспечение вариативности и полифункциональности используемого оборудования и т.д.).
Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
В связи с этим в отчетный период обновлён интерьер всех возрастных групп. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных ипсихолого-педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.
Вся развивающая предметно – пространственная среда условно поделена на центры: например, центр "Юные экологи", где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах оборудованы центры экспериментирования "Юные исследователи"для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами. В центре "Эрудиты" собраны развивающие игры, направленные на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", «Колумбово яйцо» и др.). Физкультурно- оздоровительный центр "Мы – спортсмены" используется для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп (для каждого ребенка), ребристые дорожки, различные гири, гантели, дорожки наполненные фасолью, гречкой и др. Большое внимание педагогами ДОУ уделяется воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах центральное место при организации развивающей предметно-пространственной среды отведено центру краеведения, где дети знакомятся с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, изучают историю родного города и края и другие центры.
Преимущество созданной среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
В методическом кабинете имеется учебно- методический материал для педагогов, наглядные пособия, детская библиотека.
Вывод: Задача оснащения развивающей предметно - пространственной среды ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО. |