Воскресенье
28.04.2024
10:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ детский сад №1 "Дюймовочка"
Главная Регистрация Вход
Программа адаптационной группы "Улыбка" »
Включить версию для слабовидящих
МЕНЮ САЙТА

Категории раздела
Скоро! [0]
Приглашаем посетить.
Новости детского сада [0]
Это интересно.
Обратите внимание! [0]
Это важно.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

               Программа адаптационной группы "Улыбка"
                                                                                                                                                                                                                                                                            Пояснительная записка
 
   При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные
возможности ребенка ограничены,
 поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в
стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
 психофизического развития и как следствие — к ухудшению здоровья.
             Иначе говоря, разлука с близкими людьми может стать для ребенка сильнейшим
психотравмирующим фактором, поскольку воспринимается малышом как потеря маминой и папиной
 любви. Тревога,
связанная с разлукой, появляется у детей во многом потому, что они предчувствуют возможность
 столкновения с новыми, незнакомыми людьми и обстоятельствами. И чем неожиданнее
расставание, тем труднее ребенку адаптироваться в новых условиях. Следовательно, необходимо
 подготовить ребенка к поступлению в детский сад, создать условия для благоприятной адаптации.
 

    Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной
 педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
        Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель
социализации); Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и
 воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих
 адекватно функционировать в обществе
        Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.  Данные точки
 зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития
 ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной
работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с
окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования
внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются
 основные формы развития ребёнка -  стихийные и организованные виды активности. Они в
 свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления
 ребёнка.
           У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне
эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; Дети усваивают социальные
нормы как предписанные регуляторы поведения; У детей ведущая роль принадлежит мотивации
 поведения. В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация
комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ.  
Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической
 деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию
 ребёнка.
       Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации
 ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в
 процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно
создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
          Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка до его поступления в ДОУ.
           Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности раннего возраста были учтены нами при разработке представляемой программы «Улыбка».
           Программа рассчитана на детей раннего возраста (1,6 л. до 2 лет), предусматривает организацию 18 встреч- занятий, разработанных педагогом-психологом, воспитателем группы. При этом каждое встречу - занятие можно проводить в два или три этапа, привлекая родителей и педагогов. Участие родителей в занятиях обусловлено необходимостью подготовки самих родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребенка в связи с его поступлением в детский сад.
Актуальность:
        Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок раннего возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью создается адаптационная группа.
  Цель: решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать
  комфортные условия для развития детей раннего возраста.
Задачи:
     1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
     2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.
     3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада создавая непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ
с семьей, обеспечивая наличие единого пространства – родитель – ребенок- педагог.
     5. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ, способствуя формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.
      6. Использовать новые организационные формы привлечения родителей
к сотрудничеству с ДОУ. активизируя и обогащая воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
       7. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Решение данных задач возможно лишь при определенных условиях:
 - положительный эмоциональный фон встреч – занятий;
- конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
- наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
- высокий уровень профессиональной компетентности  воспитателя, педагога-психолога,
осуществляющего психологическое сопровождение развития ребенка в период
адаптации в ДОУ.
Принципы работы:
     1. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
     2. научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
     3. непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
     4. преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.
    5. системность.
    6. планомерность.
Предполагаемые результаты:
     1. Легкая степень адаптация детей к условиям ДОУ.
     2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
     3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей.
     4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада.
     5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.
Методы и приемы.
* Организационные
* Наглядные
* Словесные
* Практические
* Логические
* Мотивационные
Форма организации – игровая.
Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата
Содержание
Ответственный
                     Организационно- педагогический блок
1Сбор информации о семьях будущих воспитанников (Ф.И.О. родителей, место работы, возраст, материальные условия и т.д.)
Заведующая
Старший воспитатель
 Педагог- психолог

2Проведение Дня открытых дверей
Заведующая
Старший воспитатель
Педагог- психолог

3Методическая разработка к организации адаптационной группы детей раннего возраста (приложение № 1)
Старший воспитатель
Педагог- психолог

4Составление диагностической  карты обследования детей на начало адаптационного периода и его окончания. Проведения сравнительного анализа.
Старший воспитатель
Педагог- психолог

5Анкетирование родителей, первичная диагностика развития детей раннего возраста
Воспитатель
Педагог- психолог

6Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей
Старший воспитатель
Воспитатель
Педагог- психолог

7Организация практических занятий с детьми и родителями
Воспитатель
Педагог- психолог

8Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями
Старший  воспитатель
Педагог- психолог

9Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций, рекламных буклетов и пр.).
Воспитатель
Педагог- психолог

10Домашние задания родителям с детьми
Воспитатель
Педагог- психолог

                        Медицинский блок
1Установка взаимосвязи с детской поликлиникой, участковыми медицинскими сестрами, детскими педиатрами.
Медицинская сестра
2Антропометрия первый и последний день адаптационного периода
Медицинская сестра
3.Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, стул)
Медицинская сестра
4.Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей (оформление стендов, консультаций, бесед и т.д.)
Медицинская сестра
5.Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, физическое здоровье и т.п.)
Медицинская сестра

                   Психолого – педагогический блок
1.Изучение индивидуальных особенностей детей
Педагог- психолог
2.Установление положительного эмоционально – психологического контакта с ребенком
Педагог- психолог
3.Учет  педагогом – психологом, воспитателем  интересов детей группы при подборе содержания занятий
Педагог- психолог
4.Практическая деятельность детей  с объектами или их заместителями и т.д.
Педагог- психолог
5.Обеспечение условий для усвоения ребенком социального опыта в разных видах деятельности
Педагог- психолог
6.Развитие внутренней умственной деятельности ребенка
Педагог- психолог
7.Формирование и проявление творческих способностей ребенка
Педагог- психолог
Реализация программы.
     1 этап: создание условий для работы адаптационной группы.
     1. Создание предметно-развивающей среды в группе.
     2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего возраста.
     3. Оформление наглядности для родителей.
     4. Оформление индивидуальных памяток, брошюр, рекомендаций для родителей.
     5. Определение педагога, педагога- психолога для работы в адаптационной группе, которые в будущем будут работать с данной группой.
     6.  Подготовка документации группы:
- Заявление от родителей.
- Сведения о детях, о родителях.
-  Список детей адаптационной группы.
- Журнал здоровья
- Табель посещаемости (помесячно)
- Папка личных дел детей
- Анкетирование родителей
- Журнал наблюдений за прохождением периода адаптации
- Программа адаптационной группы
- Перспективный план работы группы
- Сетка занятий
- Режим работы группы
- Схема взаимодействия ДОУ с семьей в адаптационный период
- Модель организации адаптационного периода
- Мониторинг прохождения периода адаптации (2 раза в период)
- Консультативный пункт для родителей адаптационной группы
- План работы консультативного пункта для родителей адаптационной группы.

2 этап: организация работы группы.

1. Практическое проведение встреч – занятий с детьми и родителями.
2. Работа консультативного пункта
3. Анкетирование родителей
4. Составление карты наблюдения за ребенком в адаптационный период
5. Контрольно- аналитическая деятельность (мониторинг результатов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ деятельности воспитателя и педагога – психолога группы, анализ степени адаптации детей)

 3 этап: Заключительный.
1. Анализ организации работы адаптационной группы (выполнение программы, перспективного плана, качество предоставляемых услуг)
2. Проведение итогового обследования детей на определение степени адаптации к детскому саду
3. Подведение итогов работы по взаимодействию ДОУ с родителями в адаптационный период.
Финансово-экономическое обоснование адаптационной группы
       
     

Полная версия   /programma.doc


Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Полезные ссылки

Поиск