Здоровый
ребёнок - это жизнерадостный, любознательный, устойчивый к
неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный. Воспитанием
такого ребенка является целью дошкольного учреждения.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям: - создание условий физического развития и снижение заболеваемости детей;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками;
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.
Два
раза в год (сентябрь, май) у нас проводится педагогическая диагностика,
которая позволяет в определенной мере судить о полноте и целостности
развития ребенка.
Одной из основных характеристик физического развития выступает развитие
двигательной сферы ребенка. В данной характеристике выделяются две
стороны. Первая сторона — это владение двигательными навыками. Уровень
такого владения чрезвычайно показателен для определения общего
физического развития ребенка. Владение определенными действиями,
разнообразными движениями (мелкими и крупными), соответствие
двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам — важная
характеристика развития ребенка. Другая сторона развития -
экспрессивная, выразительная. Она проявляется в том, что движения
ребенка выражают его эмоциональные состояния, переживания по поводу
различных событий. В мимике, позе, отдельных жестах находят свое
отражение как наиболее присущие малышу внутренние состояния
(спокойствие, печаль, подавленность, радость), так и способность
адекватно или неадекватно реагировать на окружающее. Понимание «языка
движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их
проявлений, то есть проникнуть в глубину его эмоциональной сферы.
Совместно с медицинским персоналом в течение учебного года проводится
медико-педагогические наблюдения за физиологической реакцией детей,
соответствием нагрузки на занятиях их возрастным и индивидуальным
возможностям.
Через организацию двигательного режима детей систематизированы формы
работы с детьми по развитию навыков здорового образа жизни. Нами
составлена годовая циклограмма примерного двигательного режима, где
включены: физкультурно-оздоровительные занятия: гимнастика,
двигательная разминка во время и между занятиями, физкультминутки,
упражнения на улице, индивидуальная работа по развитию движений на
прогулке, прогулки-походы (пешие, лыжные), оздоровительный бег,
гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными
ваннами, занятия: по физической культуре, упражнения для устранения
плоскостопия, улучшения осанки, самостоятельная двигательная
деятельность детей.
Упражнения на все виды основных движений на развитие выносливости,
ловкости, быстроты. Физкультурно-массовые занятия: неделя здоровья, дни
здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники,
театрализованные постановки с эстафетами и игровыми моментами. Игры -
соревнования между возрастными группами, спартакиады вне детского сада,
внегрупповые - дополнительные занятия, кружки по видам упражнений, игр,
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
физкультурные занятия детей совместно с родителями в детском саду,
совместное проведение с родителями физкультурно-оздоровительных массовых
мероприятиях.
На
занятиях по физической культуре решается комплекс оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач. Подбор программного материала
осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Занятия
по физической культуре проводятся в разных формах: сюжетно-игровое,
тематическое, тренировочное. Все занятия проводятся под музыкальное
сопровождение, что поднимает настроение детям, активизирует движения,
дающие ребенку ощущения «мышечной радости».
Интенсивность
и продолжительность нагрузок выбирается такая, чтобы у ребенка не
возникли признаки утомления, чтобы он не терял интерес к тому или иному
движению. Большая часть занятий отводится играм и игровым заданиям, так
как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
Вопросы
по воспитанию здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей,
так как основы здоровья закладываются, именно в семье. Совместные с
родителями спортивные развлечения «1,2,3,4,5 будем вместе мы играть»,
дни здоровья, фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «1,2,3,4 –
буду всех сильнее в мире» способствуют приобщению к здоровому образу
жизни всей семьи.
Воспитание здорового ребёнка – сложный процесс, в результате которого
решается комплекс медико-педагогических и психологических задач.
Проделанная нами работа при постоянном медико-педагогическом контроле
дала свои положительные результаты. Значительно увеличился процент
посещаемости детей, сократилось число часто болеющих, а также
длительность заболеваний. Улучшилась двигательная активность детей на
прогулке. |