Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях,
ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между
организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения,
происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка
постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к
окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием
систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у
него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу
кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с
родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется,
обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения
уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно
приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро
затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.
Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности
слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных
процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения
условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают
привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном
подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся
каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым
условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в
детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е.
адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей
проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается
рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего
состояния.К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер
поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят
от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут
себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на
другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно
ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны,
несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей,
а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в
последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя
чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам
выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по
характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости
от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет
строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка
нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е.
модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является
пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в
другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к
условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой
представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
- Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во
дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем
быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в
обстановку детского сада.
- Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и
сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень
красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе
показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
- Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного
индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3
человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
- В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
- Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок,
игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить
правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
- Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно
осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В
первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на
формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между
ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
- Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
- Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение
детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства
системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
- в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы
режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя
обслуживать и т.п.
Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости
от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй,
должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации
ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так,
по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с
близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной,
предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом
дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих
трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3
месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда,
после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас
заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на
ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых
осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к
каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик
к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и
забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на
знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и
необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад,
позволит решить проблему адаптации на должном уровне. При лёгкой
адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение
месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное
снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи
достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней
(иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются,
двигательная активность не снижается,
3 адаптационные группы:
гр. |
эмоциональное состояние |
деятельность |
отношения со взрослым |
отношения с детьми |
речь |
потребность в общении |
1. |
слёзы, плач |
отсутствует |
отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) |
отрицательные |
отсутствует или связана с воспоминан. о близких. |
Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. |
2. |
неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого. |
наблюдение, подражание взрослым. |
положительные, по инициативе воспитателя. |
отсутствуют или положительные (ответные). |
ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). |
Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении. |
3. |
спокойное, уравновешенное |
предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. |
положительные, по инициативе ребёнка |
положительные |
инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). |
Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях. |
|